V. Использование положений Конституции РФ при определении права на получение сертификата гражданами категории "МЧ", выехавших с территории Белоруссии и Украины


  1. Учет жилых помещений, находящихся за пределами Российской Федерации
  2. Разделение очереди на 2 семьи (если этот вопрос не урегулирован законодательством субъекта Российской Федерации, как например у Алтайского края или Ростовской области
  3. Ухудшение жилищных условий (в том числе отказ от приватизации, наследства или другие)
  4. Отдельные вопросы исполнения обязательства о сдаче жилого помещения
  5. Использование положений Конституции РФ при определении права на получение сертификата гражданами категории "МЧ", выехавших с территории Белоруссии и Украины
  6. Инвалиды Чернобыльской АЭС, право на дополнительную площадь
  7. Определение членов умерших (погибших) членов семьи граждан категории "МЧ"
  8. Обеспечение иностранных граждан
  9. Малоимущность для категории "МЧ"

Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 27 июля 2012 г. по делу N 33-2171/2012


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Королевой С.В.,
судей Леоновой Л.П., Слиж Н.Ю.
при секретаре Сидорове А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 25 мая 2012 г. по иску Павлюкова П.М. и Павлюковой Т.В. к Государственному казенному учреждению социальной защиты "Центр социальной работы города Сортавала", Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия о признании права на получении мер социальной поддержки, признании незаконными Распоряжения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия N (...) от 14.11.2011 и N (...) от 23.11.2011 и обязании выдачи удостоверения.

Заслушав доклад судьи Леоновой Л.П., судебная коллегия установила:

Павлюков П.М. и Павлюкова Т.В. обратились в суд с исками к Государственному казенному учреждению социальной защиты "Центр социальной работы города Сортавала" и Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия о признании права на получение мер социальной поддержки от государства как лицам, выехавшим добровольно из зоны отселения - городского поселка Корма Кормянского района Гомельской области по тем основаниям, что в (...) г. в связи с произошедшей ранее катастрофой на Чернобыльской АЭС они выехали из г.п. Корма для постоянного места жительства в (...).

Гражданские дела N-(...) и N (...) были соединены в одно производство.

К участию в деле в качестве третьего лица судом было привлечено Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (далее ГУ УПФ РФ в г. Сортавала РК).

В ходе рассмотрения дела истцы изменили требования, просили признать за ними право на получении мер социальной поддержки, признать незаконными Распоряжения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия N (...) от 14.11.2011 и N (...) от 23.11.2011 и обязать Министерство здравоохранения и социального развития выдать удостоверения единого образца, как гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, как лицам, выехавшим добровольно из зоны отселения.

В судебном заседании истцы Павлюков П.М. и Павлюкова Т.В., представитель истцов адвокат Еремеев Ю.С. поддержали измененные требования.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика ГКУ СЗ "ЦСР г. Сортавала" - Лелекова Е.В. в судебном заседании иск не признала. Пояснила о том, что согласно Перечню населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.12.2004 N 1623, г.п. Корма Кормянского района Гомельской области находится на территории с плотностью загрязнения почв цезием, и по радиационным показателям данная территория, в силу ст. 10 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, отнесена к зоне проживания с правом на отселение.

Представитель третьего лица ГУ УПФ РФ в г. Сортавала РК Кожокарь Н.Н. также не поддержала заявленные требования.

Решением суда иск удовлетворен. Суд признал за истцами право на получение мер социальной поддержки от государства как лиц. выехавших добровольно из зоны отселения - г.п. Корма Кормянского района Гомельской области Республики Беларусь. Признал незаконными Распоряжения Министерства здравоохранения и социального развития "О выдаче специального удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N (...) от 14.11.2011 и N (...) от 23.11.2011 в отношении истцов с указанием зоны - зона проживания с правом на отселение. Обязал Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия выдать истцам специальные удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, как лицам, выехавшим добровольно из зоны отселения. Взыскал в пользу каждого истца госпошлину по (...) рублей с каждого из ответчиков.

С решением суда не согласен ответчик Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права, принять новый судебный акт об отказе в иске. Указывает, что г.п. Корма Кормянского района Гомельской области не относится к зоне отселения, в связи с чем правовых оснований для предоставления истцам мер социальной поддержки, установленных для лиц, выехавших добровольно из зоны отселения, не имеется. Ссылается при этом на положения Порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного совместным Приказом МЧС РФ N 228, Минздравсоцразвития РФ N 271, Минфина РФ N 63н от 11.04.2006, и на положения Перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.12.2004 N 1623. Полагает, что законными и обоснованными являются Распоряжения Министерства здравоохранения и социального развития РК N (...) от 14.11.2011 и N (...) от 23.11.2011, изданные в отношении истцов с указанием зоны проживания как зона проживания с правом на отселение. Считает, что удостоверения, выданные истцам (...), оформлены ненадлежащим образом, поскольку указывают на формулировку зоны проживания, не предусмотренную Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в связи с чем являются недействительными и не влекут возникновение права на меры социальной поддержки.

В возражениях на апелляционную жалобу истцы просят оставить решение суда без изменения, жалобу ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия - без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия Верхотурова О.Н. поддержала доводы жалобы.

Истцы Павлюкова Т.В., Павлюков П.М., представитель истцов - Еремеев Ю.С. возражали против доводов жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Правоотношения в сфере признания права на меры социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, урегулированы нормами Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее Закон N 1244-1).

Статья 7 названного Закона в зависимости от плотности загрязнения почв цезием-137 и среднегодовой эффективной эквивалентной дозы облучения населения определяет, что территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Границы зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

В соответствии со статьей 9 Закона N 1244-1 к зоне отселения относится территория, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв.км, или стронцием-90 - свыше 3 Ки/кв.км, или плутонием-239, 240 - свыше 0,1 Ки/кв.км. В соответствии со статьей 10 Закона N 1244-1 к зоне проживания с правом на отселение относится территория за пределами зоны отчуждения.

Согласно пункта 6 статьи 13 Закона N 1244-1 "Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 г. из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 г. и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.

Согласно ст. 49 этого же Закона гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.

Материалами дела установлено, что Распоряжением Министерства здравоохранения и социального развития "О выдаче специального удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N (...) от 14.11.2011 Павлюковой Т.В. выдано специальное удостоверение единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с указанием зоны - зона проживания с правом на отселение.

Распоряжением Министерства здравоохранения и социального развития "О выдаче специального удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N (...) от 23.11.2011 Павлюкову П.М. выдано специальное удостоверение единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с указанием зоны - зона проживания с правом на отселение.

Ранее, 11 апреля 1994 г. Павлюковой Т.В. Сортавальским Горсобесом было выдано удостоверение серии (...) с указанием зоны - зона с последующим отселением, при этом в указанном удостоверении было подчеркнуто "выехавшему добровольно из зоны отселения". Аналогичное удостоверение за N (...) было выдано Павлюкову П.М.

В соответствии с указанными удостоверениями истцы до 2011 г. пользовались компенсациями и льготами, установленными п. 6 ст. 13 Закона N 1244-1.

Из письма Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия от 15.12.2011 в адрес ГКУ "Центр социальной защиты - Центр социальной работы г. Сортавала" следует, что г.п. Корма Кормянского района Гомельской области Республики Беларусь согласно постановлению Совета Министров РБ от 23.12.2004 N 1623 "Об утверждении Перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зоне радиоактивного загрязнения" отнесена к зоне с правом на отселение, в котором плотность загрязнения почвы цезием-137 равна от 10 до 15 Ки/кв.км, либо стронцием-90 от 1.25 до 2 Ки/кв.км, что соответствует критериям зоны проживания с правом на отселение, указанным в ст. 10 Закона N 1244-1 и им гарантируются меры социальной защиты, предусмотренные ст. 17 Закона N 1244-1, которой не предусмотрено получение дополнительно оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней. Одновременно было сообщено, что в Законе N 1244-1 отсутствует понятие "зона с последующим отселением", в связи с эти предоставленное Павлюковой Т.В. удостоверение единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, серии A3 N 035610 оформлено ненадлежащим образом и, следовательно, подлежит замене.

Аналогичное письмо было направлено и в отношении Павлюкова П.М.

Удовлетворяя требования истцов, суд исходил из того, что городской поселок Корма Кормянского района Гомельской области, откуда выехали истцы в 1988 г., относился к зоне отселения и, соответственно, истцы имеют право на получение мер социальной поддержки от государства, как лица, выехавшие добровольно из зоны отселения.

Данный вывод суда коллегия находит правильным, основанным на нормах закона и представленных доказательствах (справки Кормянского районного исполнительного комитета N (...) от (...), N (...) от (...), N (...) от (...), Закон Республики Беларусь "О социальной защите граждан, пострадавших от Катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий", постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.1992 N 328, постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.02.1996 N 116, постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.08.2002 N 1076.

Также верно, с учетом позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ N 364-О от 04.10.2005 (закон, ухудшающий положение граждан обратной силы не имеет) и конституционной гарантии права на возмещение вреда, закрепленной в ст. 42 Конституции РФ, суд указал, что тот факт, что в настоящее время в соответствии с Перечнем населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.12.2004 N 1623 г.п. Корма Кормянского района Гомельской области является зоной проживания с правом на отселение, не может повлиять на возникшие права истцов на льготы, которыми они пользовались с 1994 г., поскольку с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС (26.04.1986) до 08.08.2002 территория городского поселка Корма относилась к зоне последующего отселения, где плотность загрязнения почв цезием -137 составляла от 15 до 40 Ки/кв.км.

В связи с этим, довод жалобы об отсутствии оснований для предоставления истцам мер социальной поддержки, установленных для лиц, выехавших добровольно из зоны отселения, является несостоятельным.

Также не является основанием для отмены решения суда довод жалобы о том, что удостоверения, выданные истцам 11.04.1994, оформлены ненадлежащим образом, поскольку указывают на формулировку зоны проживания, не предусмотренную Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", так как ненадлежащее оформление документов в отсутствии вины истцов не должно повлечь за собой нарушения их прав.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Данному праву корреспондирует конституционно-правовая обязанность государства обеспечить охрану окружающей среды, предупреждение и ликвидацию последствий аварий и катастроф, в том числе радиационных.

В результате экстраординарной по своим последствиям аварии на Чернобыльской АЭС были существенно нарушены не только право на благоприятную окружающую среду, но и другие конституционные права и интересы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья, жилища, имущества, а также право на свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства. Названные права были ущемлены столь значительно, что причиненный вред оказался реально невосполнимым и обусловил возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами (Определение Конституционного Суда РФ от 16 декабря 2008 г. N 1085-О-П по жалобе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданки Колковой Валентины Евгеньевны частью четвертой статьи 14 и частью четвертой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционно-правовая обязанность государства по возмещению вреда, обусловленного воздействием радиации, вытекает из статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации, предусматривающих, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, - обязанность государства, а также из статьи 53 Конституции Российской Федерации, закрепляющей обязанность возмещения государством вреда, связанного с осуществлением государственной деятельности в различных ее сферах, независимо от возложения ответственности на конкретные органы государственной власти или должностных лиц (Постановления от 1 декабря 1997 г. N 18-П и от 19 июня 2002 г. N 11-П).

Выводы суда мотивированны, подробно изложены, представлен глубокий анализ правовых норм, регулирующих спорные правоотношения.

Судебная коллегия считает, что суд правильно установил юридически значимые обстоятельства, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ дал надлежащую оценку собранным по делу доказательствам, принял законное и обоснованное решение Правовых оснований для отмены судебного решения не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила:

Решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 25 мая 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Председательствующий _________________

Судьи _________________________







Примеры судебной практики по ГЖС, ЕСВ, ЕДВ. Получение сертификата гражданами категории МЧ, выехавшими с территории Белоруссии и Украины