Разъяснение некоторых вопросов по государственным жилищным сертификатам


  Ответы на спорные вопросы взяты из выступления начальника управления правового обеспечения ФГУ "Объединенная дирекция" Минрегиона России СУЩЕНКО Э.П. на Всероссийском семинаре «Ход реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и перспективы жилищного обеспечения граждан в рамках федеральной целевой программы «Жилище».


Граждане, уволенные с военной службы, и вставшие до 1 января 2005 г. на учет в качестве нуждающихся в получении жилья (улучшении жилищных условий) по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 №1054 (в данном случае одним из оснований постановки на указанный учет является проживание на территории закрытого военного городка), в соответствии с положениями подпункта "г" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 №153 (далее - Правила), имеют право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" (далее - подпрограмма).

Согласно пункту 18 Правил обеспечение государственными жилищными сертификатами указанной категории граждан осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В данном случае следует руководствоваться положениями пункта 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой установлено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Все члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в обязательном порядке указываются в договоре социального найма жилого помещения.

В соответствии с положениями пункта 17 Правил установлено, что применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы, которые могут быть учтены при расчете размера социальной выплаты, признаются:

а) постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи - для граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 Правил, и граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

б) постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также их несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца - для граждан, указанных в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил;

в) лица, прибывшие с гражданином - участником подпрограммы из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на постоянное место жительства, зарегистрированные и постоянно проживающие с данным гражданином в избранном постоянном месте жительства на дату утверждения сводного списка граждан - получателей сертификатов в планируемом году, - для выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г. граждан, указанных в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил.

Как видно из приведенных норм требование об обязательной регистрации членов семьи гражданина - участника подпрограммы на его жилой площади распространяется только на категорию граждан, выехавших не ранее 01.01.1992 года из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Для других категорий такого ограничения не существует.

Для сведения полагаем целесообразным сообщить, что вопрос об обязательной регистрации граждан по постоянному месту жительства уже был предметом судебного рассмотрения. В частности, согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. № 4-П установлено, что в соответствие со статьей 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Из этого следует, что уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

В соответствии с положениями пункта 41 Правил установлено, что, в случае если органом исполнительной власти выданы сертификаты в размере, меньшем чем размер социальных выплат, установленный приказом государственного заказчика подпрограммы, этот орган ежеквартально, до 20-го числа последнего месяца квартала, вправе направлять государственному заказчику подпрограммы заявку на дополнительный выпуск сертификатов на сумму в пределах остатка неиспользованных средств социальных выплат в отношении каждой категории граждан - участников подпрограммы. Перераспределение средств социальных выплат между этими категориями граждан не допускается.

Перечень указанных оснований содержится в пункте 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 № 1054:

  • заключение после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
  • если по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий;
  • снятие с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства;
  • решение жилищной проблемы;
  • заключение брака вдовами (вдовцами), состоящими в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 настоящих Правил;
  • выявление в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений.

Снятие с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий осуществляется по решению органов местного самоуправления, которыми военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, были поставлены на очередь по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам. О принятом решении военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, должно быть сообщено в письменной форме с указанием причин снятия с очереди в 3-месячный срок со дня принятия такого решения.

Не подлежат снятию с очереди граждане, уволенные с военной службы, в случае изменения регистрационного учета по месту пребывания и получения пенсии независимо от места проживания.

Указанная категория граждан была включена в перечень категорий граждан - участников подпрограммы после корректировке Правил выпуска и реализации сертификатов положениями постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 № 408. Указанным нормативным правовым актом одновременно был скорректирован пункт 18 Правил, регламентирующий принадлежность полномочий по оформлению и выдаче сертификатов гражданам - участникам подпрограммы. Указанная норма Правил была дополнена подпунктом "а.1", который определил, что в отношении указанной категории граждан (подпункт "в" пункта 5 Правил) государственные жилищные сертификаты предоставляются:

  • состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • остальным гражданам федеральные органы исполнительной власти, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно положениям пункта 50 Правил установлено, что социальная выплата, выделяемая посредством государственного жилищного сертификата, может быть использована для приобретения на первичном или вторичном рынке жилья на территории субъекта Российской Федерации, указанного в сертификате, у физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (индивидуальный жилой дом (часть дома), одной или несколько квартир (комнат)), отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, в том числе в сельской местности, выбранного для постоянного проживания.

Использование социальной выплаты для строительства жилья условиями подпрограммы не предусмотрено. Механизм государственных жилищных сертификатов ориентируется на использование договоров купли-продажи жилья. В связи с этим на момент приобретения жилого помещения, оно должно быть сдано установленным порядком в эксплуатацию и принадлежать продавцу на праве собственности.

Взыскание средств федерального бюджета, предоставленных для оплаты договоров купли-продажи жилья, заключенных по необоснованно полученным государственным жилищным сертификатам, осуществляется на оснований судебных решений, вынесенных по соответствующим уголовным делам. При этом субъект взыскания обозначается непосредственно в решении суда. После вступления судебного решения суда в законную силу субъект взыскания несет всю полноту ответственности, предусмотренную Уголовно-процессуальным и Уголовными кодексами.

Порядок и условия предоставления социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета установлен положениями Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 №153.

В данной ситуации гражданину-участнику подпрограммы уже был оформлен и выдан на руки государственный жилищный сертификат в рамках лимитов бюджетного финансирования рассматриваемого года. Данный сертификат оформлялся в период октября - ноября текущего года. При этом указанный владелец сертификата не включался органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сводный список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в следующем году (далее - сводный список).

Согласно положениям пункта 26 Правил установлено, что включение граждан-участников подпрограммы в сводный список после его утверждения не допускается.

Учитывая, что оформление сертификатов осуществляется строго по сводным спискам, указанному в данном примере гражданину-участнику подпрограммы сертификат в рамках лимитов бюджетного финансирования следующего года предоставлен быть не может.

В соответствии с положениями пункта 53 Правил установлено, что граждане - участники подпрограммы могут приобретать на первичном или вторичном рынке жилья на территории Российской Федерации у физических и (или) юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (индивидуальный жилой дом (часть дома), одну или несколько квартир (комнат)), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в том числе сельской местности, выбранного для постоянного проживания за счет средств федерального бюджета предоставляемых в форме субсидии, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом. Каких-либо ограничений по площади жилого помещения, приобретаемого посредством государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы ее нормативной правовой базой не предусмотрено. В связи с этим договора купли-продажи жилых помещений, параметры по площади которых меньше как значений, указанных в сертификатах, так и пороговых значений, установленных органами местного самоуправления в месте расположения приобретаемого жилья для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по причине обеспеченности жильем на одного члена семьи ниже установленных норм, могут быть зарегистрированы. Перечисление денежных средств, предусмотренных в качестве социальной выплаты для приобретения жилья по государственных жилищным сертификатам, посредством которых заключены договора купли-продажи указанных выше жилых помещений, будет производиться ФГУ "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" в порядке, установленном Правилами.

Исключение составляют жилые помещения, приобретаемые гражданами, выезжающими (выехавшими) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Порядок реализации предоставленных им сертификатов должен согласовываться с положениями статьи 9 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", согласно которых установлено, что допускается возможность приобретения жилья, общая площадь которого меньше социальной нормы площади жилья на семью, но не меньше площади, установленной в регионе вселения для постановки на учет в целях улучшения жилищных условий.

Таким образом только в отношении граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, должно применяться ограничение по площади приобретаемого жилого помещения (не ниже площади, установленной в регионе вселения для постановки на учет в целях улучшения жилищных условий). Для остальных категорий граждан - участников подпрограммы ограничения по общей площади приобретаемого жилья не устанавливаются.

Согласно положениям пункта 40.1 Правил установлено, что перечисление средств социальных выплат, предусмотренных на оформленные всеми органами исполнительной власти государственные жилищные сертификаты, осуществляется с привязкой к конкретным выпискам из реестров выданных сертификатов, сформированных в порядке, установленном пунктами 37,38 Правил. Таким образом, имеется привязка к конкретным реквизитам выданных сертификатов.

Замена сертификата предусматривает оформление нового сертификата, имеющего другие реквизиты, которые не могут быть привязаны к средствам социальных выплат, перечисленных на указанный балансовый счет.

Учитывая изложенное, замена сертификата может осуществляться только путем оформления гражданину - участнику подпрограммы нового сертификата в рамках следующих выделяемых объемов бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы.

Статья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит меру юридической ответственности граждан за намеренное ухудшение своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Граждане, которые намеренно предприняли действия, направленные на ухудшение своих жилищных условий, с целью приобретения права постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принимаются на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Такие действия могут заключаться, например, во вселении в жилое помещение других граждан, которые имеют возможность проживать в другом жилом помещении. В результате их вселения в жилое помещение жилая площадь на каждого проживающего становится меньше учетной нормы. Возникает право постановки на учет. Намеренными действиями могут быть признаны и действия по умышленному разрушению жилого помещения с целью приведения его в состояние, негодное для проживания, и т.д.

В рассматриваемом же случае гражданин - участник подпрограммы уже состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, предпринимаемые им действия не являются следствием стремления повторно стать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Учитывая изложенное, положения статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации в рассматриваемой ситуации применены быть не могут.

Согласно положениям пункта 25 Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) обеспечивают свободный доступ к спискам граждан - участников подпрограммы путем размещения указанных списков для всеобщего обозрения в доступных местах.

Одним из таких общедоступных мер может являться Интернет-ресурс. Современный уровень развития телекоммуникационных технологий позволяет гражданам, проживающим на всей территории Российской Федерации в режиме реального времени получить доступ к электронной версии указанных списков.

Основным преимуществом указанного метода размещения является прежде всего то обстоятельство, что не все граждане имеют возможность лично прибыть в областной центр для ознакомления с содержанием сводных списков.

В данном случае следует понимать получение гражданином - участником подпрограммы жилого помещения, пригодного для постоянного проживания и имеющего характеристики общей площади равные, либо превышающие учетные нормы жилья, установленные для указанной местности как пороговые значения при определении степени нуждаемости в улучшении жилищных условий. При этом не имеет значение источник получения жилья, в том числе приобретение жилого помещения за счет собственных либо заемных средств, получение жилья по наследству и дарению, приватизация имеющегося жилого помещения, и т.д.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.11.2009 №17-П признаны несоответствующими Конституции Российской Федерации положения отдельных норм статей 14 и 15 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации ее последствий, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как до 1 января 2005 года, так и после этой даты.

Вышедшее постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10.11.2009 №17-П, устранившее зависимость права на получение жилья за счет средств федерального бюджета от даты принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, позволяет всем гражданам, указанным в пунктах 1-3, 6 части 1 статьи 13 Закона от 15.05.1991 №1244-1; пункте 1,3 Федерального закона от 26.11.1998 №175-ФЗ, гражданам из подразделений особого риска, при наличии оснований, предусмотренных Жилищным Кодексом Российской Федерации, получить статус нуждающегося в получении жилья, а вместе с ним и право на обеспечение жилой площадью за счет средств федерального бюджета.

В данном случае временной рубеж "1 января 2005 года" не может больше применяться только в отношении следующих категорий:

  1. граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  2. инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
    • граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
    • военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
    • граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
    • граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;
  3. граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;
  4. граждан из подразделений особого риска:
    • непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений;
    • непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;
    • непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах;
    • личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих;
    • непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ;
  5. граждане (в том числе временно направленные или командированные), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавшие в 1957-1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также граждане, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятые на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949-1956 годах;
  6. рабочие, служащие, военнослужащие, сотрудники ОВД, ГПС, получившие профессиональные заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения, а также в населенных, подвергшихся загрязнению вследствие аварии на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

Для остальных категорий граждан, указанных в части первой статьи 13 Закона №1244-1, право на получение жилья за счет средств федерального бюджета, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, может быть реализовано только при условии признания их установленным порядком нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.

На момент гибели мама сотрудника МВД России проживала отдельно от его семьи. В данном случае после гибели супруга в соответствии с положениями подпункта "в" пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты для приобретения жилья могла получить вдова погибшего при условии признания ее установленным порядком нуждающейся в улучшении жилищных условий. При этом ее свекровь согласно пункту 17 Правил могла быть признана ее членом семьи применительно к условиям подпрограммы только в судебном порядке.

Согласно условиям подпрограммы, а также изложенных выше обстоятельств мама погибшего не может отдельно участвовать в подпрограмме. Решение ее жилищной проблемы должно осуществляться через муниципалитет, где она состоит на учете в качестве нуждающейся в получении жилья (улучшении жилищных условий) путем предоставления ей согласно сложившейся очередности жилого помещения на условиях договора социального найма.

Граждане указанной категории, признанные установленным порядком нуждающимися в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления субъектов Российской Федерации, включаются в раздел "Граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в получении жилья (улучшении жилищных условий) в органах местного самоуправления субъектов Российской Федерации до 1 января 2005 г." с отдельной пометкой в примечании.

Согласно пункту 44 Правил одним из обязательных документов, который обязан предъявить гражданин - участник подпрограммы при получении государственного жилищного сертификата в случае отсутствия у него жилья для постоянного проживания, является справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы.

Порядок и условия предоставления указанных справок о сдаче жилья определен Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 №80 (зарегистрирован в Минюсте России за №2260 от 7 июня 2000 г.).

При этом к квартирно-эксплуатационным органам, имеющим право выдачи справок о сдаче жилья, относятся следующие подразделения и учреждения:

  • квартирно-эксплуатационное управление (КЭУ);
  • квартирно-эксплуатационная часть (КЭЧ);
  • отделение морской инженерной службы (ОМИС);
  • другие воинские части, наделенные правами КЭЧ.

В соответствии с положениями пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установлено, что жилые помещения, освобождаемые военнослужащими, должны предоставляться семьям других военнослужащих. Данные условия могут быть выполнены только при условии приема у военнослужащего жилья квартирно-эксплуатационными органами Минобороны России, а не частными эксплуатирующими организациями.

Учитывая изложенное, справка о сдаче жилья, выданная частной эксплуатирующей организацией, применительно к условиям подпрограммы не может являться подтверждением сдачи установленным порядком жилого помещения по последнему месту военной службы. Гражданин - участник подпрограммы, предъявляющий такую справку, не имеет права на получение государственного жилищного сертификата.

В данном случае необходимо исходить из того вступило ли судебное решение в законную силу. Согласно положениям пункта 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса, установлено, что вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. При этом указывается, что неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Гражданин-владелец сертификата подлежит снятию с учета нуждающихся в получении жилья (улучшении жилищных условий) после поступления в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, где состоит в очереди на получение жилья, выписки из реестра оплаченных государственных жилищных сертификатов, формируемой в порядке, установленном пунктами 61,64 Правил.

Согласно положениям пункта 5 Правил установлено, что в отношении категории граждан - участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавших в результате этих аварий, и приравненных к ним лиц, право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. №175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.

При этом в соответствии с положениями статьи 14 Закона Российской Федерации следует, что меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 2 части первой настоящей статьи (обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации) распространяются и на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.

Учитывая изложенное, вдова ликвидатора последствий радиационной аварии на Чернобыльской АЭ, при условии наличия статуса нуждающейся в получении жилья (улучшении жилищных условий), имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, в порядке установленном Правительством Российской Федерации, т.е. право на получение социальной выплаты для приобретения жилья посредством государственного жилищного сертификата.

Согласно положениям пункта 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса, установлено, что вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. При этом если в качестве ответчика государственный заказчик подпрограммы не привлекался, никаких дополнительных указаний о включении истца в сводный список не требуется.

Согласно положениям пункта 44 Правил установлено, что в случае непредставления или неполного представления документов, необходимых для получения государственного жилищного сертификата, сертификат не выдается. Одновременно, если на момент получения сертификата гражданин - участник подпрограммы уже будет обеспечен жильем, в том числе путем решения своей жилищной проблемы за счет собственных (заемных) средств, он перестает соответствовать условиям подпрограммы, так как утрачивает статус нуждающегося в получении жилья (улучшении жилищных условий). В связи с этим сертификат ему представлен быть не может.

В настоящее время единственным способом решения жилищной проблемы указанных граждан за счет средств федерального бюджета является предоставление им социальной выплаты для приобретения жилья в рамках реализации подпрограммы при условии, что они соответствуют условиям, указанным в статье 1 Федерального закона от 25.01.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним лиц". Других федеральных программ, направленных на обеспечение их жильем в настоящий момент не существует.

Указанный гражданин относится к категории, указанной в пункте 2 статьи 1 Федерального закона от 26.11.1998 № 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча". Согласно положениям статьи 5 данного законодательного акта на указанную категорию граждан распространяются льготы и компенсации, предусмотренные для категории граждан, указанных в части 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Однако среди указанных мер социальной поддержки отсутствует право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

В данном случае рекомендуется использовать механизм, предусмотренный положениями статьи 433 Гражданского процессуального кодекса.

В случае неясности требования, содержащегося в исполнительном документе, или неясности способа и порядка его исполнения взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд, принявший судебный акт, с заявлением о разъяснении исполнительного документа, способа и порядка его исполнения. В указанном заявлении необходимо подробно указать причины и обстоятельства, которые не позволяют выполнить решения судов в рамках действующего нормативного правового поля подпрограммы.

Заявление о разъяснении исполнительного документа должно быть рассмотрено в судебном заседании в десятидневный срок со дня поступления его в суд.

Согласно разъяснениям, полученным от Главного правового управления Министерства обороны Российской Федерации на военнослужащих запаса, которым воинское звание "полковник" ("капитан первого ранга") было присвоено после увольнения с военной службы в запасе, не распространяются положения пункта 8 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающие право на получение дополнительной общей площади жилья.

В соответствии с пунктом 17 Правил установлено, что применительно к условиям подпрограммы членами семьи рассматриваемой категории граждан признаются постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также их несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца.

В случае, если ребенок вынужденного переселенца - участника подпрограммы достиг совершеннолетия и создал собственную семьи, он может рассматриваться в качестве члена своего родителя - участника подпрограммы только при условии факта постоянного проживания с ним. В случае, если данный ребенок перестает совместно проживать со своим родителем, то он не может быть учтен при расчете размера социальной выплаты, которая будет предоставляться родителю - участнику подпрограммы посредством государственного жилищного сертификата.






Разъяснение некоторых вопросов подпрограммы «Выполнение гос. обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных фед. законодательством целевой программы «Жилище»