Главная страницаСубсидии и ГЖСВоеннослужащие \ Законодательные инициативы Минобороны 2015.03

Законодательные инициативы Минобороны
в обеспечении военнослужащих жильем

Интервью с директором Департамента жилищного обеспечения (ДЖО)
Минобороны РФ Сергеем Пироговым на радиостанции "Эхо Москвы"


| 23.03.2015
А. Дурново - "Военный совет" в эфире "Эха Москвы", я приветствую всех наших слушателей, меня зовут Алексей Дурново. Сегодня будем говорить о законодательных инициативах Минобороны в обеспечении военнослужащих жильем. И гость сегодня Сергей Пирогов, директор Департамента жилищного обеспечения Минобороны России. Сергей Владимирович, добрый день.

С. Пирогов - Здравствуйте.

А. Дурново - Мы, вот я помню, в августе встречались с вами в последний раз. Вы тогда говорили, что вот сейчас в начале пути, стартовала уже лишняя субсидия. Прошло чуть больше полгода. Расскажите, пожалуйста, чего удалось достичь, как работает, все ли хорошо?

С. ПИРОГОВ: 7000 военнослужащих изъявили желание получить новую форму обеспечения жильем

С. Пирогов - Да, на самом деле жилищная субсидия у нас стартовала 22 августа 2014 года, стартовала… Открыл ее министр обороны Сергей Кужугетович Шойгу, мероприятие было посвящено 150-летию западного военного округа. По большому счету та новая форма решения квартирного жилья, она подтвердила свое существование, и она настолько хорошо у нас в настоящее время идет в своем развитии, то, что на самом деле цифра очень радует. Но получилось так, что денежные средства у нас поступили как раз именно в это время, Департамент жилищного обеспечения, и его структуры практически за 3 месяца до истечения финансового года получили, и распределили 26 миллиардов 540 миллионов рублей. 7000 военнослужащих изъявили желание получить новую форму обеспечения жильем. По большому счету она настолько хорошо пошла у нас, настолько была воспринята военнослужащими, что ее в вооруженных силах, в войсках стали называть "квартирной революцией Шойгу". Средний размер жилищной субсидии у нас составил 5,5 миллионов рублей. Ну, возможно слушателям будет интересно - самая большая выплата произошла у нас на Восточном военном округе, старший мичман (неразборчиво) на состав семьи из 11 человек получил 19,5 миллионов рублей. Что она дала военнослужащим? По большому счету она была рассчитана таким образом, что военнослужащий получая денежные средства, гарантированно приобретал… Имел возможность приобрести жилье, в любом регионе РФ, исходя из той нормы обеспечения жильем, которая по большому счету ему положена. Я хотел бы подчеркнуть, что гарантированно во всех регионах РФ. Имеется в виду и Москва, и Санкт-Петербург, и другие регионы, где стоимость квадратного метра конечно гораздо больше. Хотел бы привести несколько примеров в подтверждении моих слов. Вот, допустим, майор Семенов, которому была положена однокомнатная квартира, площадью 32 квадратных метра, в пригороде Новосибирска приобрел двухэтажный таунхаус 140 квадратных метров с гаражом и земельным участком. Капитан Голицын, Центральный военный округ. Было положено 87 квадратных метров, приобрел 2 квартиры в Екатеринбурге 3-х и 2-х комнатную, общей площадью 120 квадратных метров. Подполковник Жмайло на субсидию в размере 5,3 миллиона рублей купил двухэтажный коттедж в городе Батайске. Таких примеров можно много приводить. На самом деле изъявили желание в 14-м году более 7000 военнослужащих воспользоваться новой формой обеспечения жильем. На эти деньги, как я уже сказал было израсходовано 26 миллиардов 540 миллионов рублей, причем должен отметить, что работа была организована таким образом, что бюджетные ассигнования были израсходованы полностью. У нас остаток денежных средств остался в 1 022 рубля 68 копеек, что составляет 4 миллионных от 1%. Это кончено тяжело далось, жилищные органы, прекрасно понимали важность проблемы. В сжатые сроки мы обязаны были все денежные средства до конца финансового года предложить военнослужащим. Не буду скрывать, что в ряде случаев работали и в выходные, и в праздники, в ряде случаев буквально раскладушки стояли в кабинетах сотрудников для того, чтобы нам успеть предложить военнослужащим все выделенные денежные средства. Но именно благодаря внедрению этой новой формы нам удалось выполнить план 2000-го года, Департаменту жилищного обеспечения, его структурным подразделениям. Мы план по обеспечению постоянным жильем выполнили на 108% от тех показателей, которые нам собственно были установлены. В 15-м году нам выделено 30 миллиардов рублей. По нашим расчетам это позволит обеспечить 5,5 тысяч военнослужащих жилищной субсидией.

А. Дурново - А это достаточно? Это много, мало?

С. Пирогов - Ну, вы знаете, конечно, если бы выделяли больше денежных средств, мы имели бы больше возможности для обеспечения военнослужащих жилищной субсидией. Потребность в них гораздо больше, но, к сожалению, в наших условиях вы знаете, что (неразборчиво) подвергся и оборонный бюджет наш, Минобороны. Мы исходим из тех возможностей, которые у нас есть. Вот нам выдано 30 миллиардов, мы должны их израсходовать на должные приобретения жилья, соответственно мы отсюда… Если получится нам получить несколько больше, мы будем только рады. Я думаю, что этому рады будут тем более военнослужащие. Вот в настоящее время 5500 военнослужащих мы планируем к обеспечению жильем в 15-м году по средствам жилищной субсидии. Ну, сегодня у нас март месяц, соответственно на сегодняшний день 5100 человек уже изъявили желание. То есть, грубо говоря, я думаю, что эти деньги мы однозначно освоим, это еще лишний раз подтверждает, что Минобороны было право, отстаивая предложение о внедрении этой формы обеспечения служебным жильем. Потому что, на самом деле, возможности военнослужащих гораздо расширены, они могут приобретать жилье на нулевом цикле, они могут сами выбирать планировку, этаж, место жительства: квартиру, коттедж. И соответственно уже планировать использование своих денежных средств, добавлять свои средства, использовать материнский капитал, использовать заемные средства. То есть, полностью арсенал возможно военнослужащим использовать для того, чтобы решить свою жилищную проблему. Вот на сегодняшний день вручено 1502 решения, соответственно 1,5 тысячи семей получили…

А. Дурново - Это вообще, или за этот год?

С. Пирогов - За этот год, на сегодняшний день. 1502 семьи, или 1502 военнослужащих получило решение жилищных органов, и по большому счету, это составляет 25% от плана. Учитывая то, что мы смогли приступить к выделению денежных средств только в конце февраля, ввиду того, что Минстрой в этом году несколько опоздал с подтверждением, или утверждением в Минюсте стоимости квадратного метра - это от нас не зависит, мы получили коэффициент только в конце февраля. Ну, вот практически за месяц, план наш выполнен на 25%. Хороший показатель. Я думаю, что выделенные денежные средства, они однозначно будут использованы потому что, эта форма, она крайне востребована среди военнослужащих. А учитывая то, что больше жилья мы строить не будем, то есть квартир больше Минобороны постоянных, своими строительным комплексом строить не будет, это будет одна из основных форм обеспечения жильем военнослужащих.

С. ПИРОГОВ: Мы гарантированно эти 30 миллиардов отдадим
военнослужащим для того, чтобы решить жилищную проблему


А. Дурново - А скажите, пожалуйста, вот вы говорите, что 5100 человек уже изъявили желание, а обеспечить сможете 5500, да? Теми средствами, которые есть на этот год.

С. Пирогов - Да.

А. Дурново - То есть, дальше будет очередь, если (неразборчиво) число желающих превысить.

С. Пирогов - Немножко не так. Изъявить-то желание военнослужащий изъявил, но дело в том, что потом органы жилищного обеспечения проверяют, насколько правомочно их желание получить денежные средства. Существуют нормативы, существуют определенные документы, они должны там сделать ряд шагов, чтобы доказать жилищным органам свое право в получении денежных средств. Поверьте, вот из этих 5500 человек, которые изъявили желание, отдельно военнослужащим будет естественно отказано ввиду того, что они не имеют право на жилищные субсидии в настоящее время. Но и я просто эту цифру привел к тому, что 5500 мы можем предложить, 5100 у нас уже изъявило желание. То есть, мы гарантированно эти 30 миллиардов отдадим военнослужащим, отдадим семьям для того, чтобы решить жилищную проблему.

А. Дурново - Перед тем, как мы о законодательных инициативах поговорим, я хотел еще спросить, как формируется вот эта сумма, которая выделяется конкретному военнослужащему, и учитываются ли… Ну, есть такое слово - индексация, да? Учитывается ли кризис, и возможные инфляции при ее формировании?

С. Пирогов - Вы знаете, собственно процессу определения, порядка определения жилищной субсидии в 14-м году было уделено очень большое внимание. Мы об этом собственно на этой передаче не раз говорили. Разработана некая формула, причем она учитывает практически все. Мы крайне заинтересованы в том, чтобы военнослужащий как можно дольше служил в рядах вооруженных сил. Соответственно с момента достижения права военнослужащего на получение жилищной субсидии, каждый последующий год применяется повышающий коэффициент. То есть, нам это дает возможность пропагандировать эту форму. Военнослужащий понимает, что чем больше он служит в вооруженных силах, тем больше он получает денежных средств. Второе: прекрасно понимая, что демографическая политика в стране - она определена, и так сказать необходимо ее улучшать, то в конечной сумме жилищной субсидии заложено и количество членов семьи. Соответственно, чем больше членов семьи, тем больше денежных средств получит военнослужащий. Существует норматив той площади, который военнослужащий в зависимости от своего звания, от своих научных степеней, обязан также получить, это тоже здесь учитывается. Ну и последняя, крайняя, извините, величина - это стоимость квадратного метра, который в настоящее время определяется Минстроем раз в полугодие. Вот эти все показатели, они пререумножаются, и на сайте Минобороны у нас есть онлайн-калькулятор, где военнослужащий буквально нажатием нескольких кнопок может понять, сколько денежных средств он может получить, если выберет жилищную субсидию. Я не скрою, изначально были некие сомнения у военнослужащих, было некое недоверие, причем лично с этим сам столкнулся, но со временем военнослужащие поняли, это отчетливо видно и на сайтах в интернете о том, что вот сколько положено военнослужащим денежных средств, ровно столько они этих денег и получают.

А. Дурново - Напомню я, что в гостях у нас Сергей Пирогов, директор Департамента жилищного обеспечения Минобороны России, мы говорим о законодательных инициативах Минобороны в обеспечении военнослужащих жильем. Вот сейчас вот как раз об этом, ровно как это в теме сформулировано, я хотел спросить, можете рассказать подробнее, что именно это за инициатива законодательная?

С. Пирогов - Да, в процессе реализации программы обеспечения военнослужащих жильем, мы столкнулись с некоей проблемой, проблемой так называемых "профессиональных распоряженцев", она заключается в следующем: в настоящее время в очереди у нас находится 35000 военнослужащих. Не могу не сказать о том, что в 12-м году в очереди находилось 82,4 тысячи военнослужащих, то есть вот за эти небольших 2 года мы уменьшили очередь в 2,4 десятых раза, что в принципе тоже является своеобразным достижением. Так вот из этих 35000 военнослужащих 13,8 десятых тысяч - это так называемые распоряженцы. То есть военнослужащие, которые находятся в распоряжении. Безусловно, каждый из них индивидуальность, каждый из них своя личность, и каждый их них планирует свою жизнь, жизнь своей семьи с дальнейшем исходя из каких-то внутренних убеждений, и тех реалий, которые их окружают. Но, тем не менее, вот за 14-й - 15-й год мы обеспечили 7687 военнослужащих, находящихся в распоряжении жильем. Из них 5091 получили квартиру, и соответственно 2596 получили жилищную субсидию. Но проблема заключается в следующем: военнослужащие, находящиеся в распоряжении, получают в среднем 50-60 тысяч с учетом всех доплат, с учетом всех льгот, это в средней полосе. На севере и Дальнем Востоке эта сумма денежного довольствия доходит до 100 тысяч и более рублей. При этом военнослужащий по существующему законодательству не ограниченное количество раз отказывается от жилых помещений, предоставляемых в установленном порядке федеральным органам власти, где предусмотрена военная служба.

А. Дурново - То есть, если он отказался, вы все равно должны ему еще раз предложить, я правильно понимаю?

С. Пирогов - Так было до 1 января 14-го года, пока не было внесено изменений. На самом деле у нас довольно большое количество отказов было от военнослужащих. Это связано совершенно с разными ситуациями. В отдельных случаях военнослужащие были правы потому, что предъявляли претензии к качеству тех жилых помещений, которые мы предлагаем им. Но значительное количество военнослужащих используют возможность отказа, и больше того используют возможность неограниченного количества отказов с той целью, чтобы остаться в рядах вооруженных сил, числиться с распоряжении. Это дает им возможность практически, скажем так, не выходить на службу, а раз в месяц приходить, получать денежное содержание. Причем оно состоит из оклада по воинскому званию, оклада по воинской должности, надбавка за выслугу лет, надбавка за службу в районах Крайнего Севера, и приравненных к ним, районные коэффициенты, а также иные льготы, социальные гарантии, в частности, медицинское обеспечение, вещевое обеспечение, и обязательно медицинское государственное страхование. То есть, вот эти все социальные льготы, плюс денежное довольствие, оно составляет вот ту ровно цифру, о которой я сказал. В масштабе Минобороны мы тратим порядка 12 миллиардов рублей.

А. Дурново - То есть, получается такая картина: человек живет, не несет службу фактически, получает деньги, и при этом, я так понимаю, пользуется служебным помещением, да?

С. Пирогов - Да. Он проживает в служебном помещении, супруга у него работает, дети у него ходят в школу, военнослужащий появляется один раз в месяц в воинской части, получает денежное довольствие в тех размерах, о которых я сказал, и соответственно это его устраивает. Потому что, согласитесь, вот эта сумма, о которой я сказал, это довольно внушительные деньги. Причем не надо извините потеть, трудиться, зарабатывать. Это постоянно из месяца в месяц эти деньги государство в лице Минобороны обязано ему платить.

А. Дурново - То есть, Минобороны платит и за квартиру, и (неразборчиво).

С. Пирогов - За квартиру военнослужащий платит сам, это коммунальные расходы. А что касается вот денежное довольствие, вещевое, медицинское, (неразборчиво) страхования, это безусловно оплачивает Минобороны. Но мы в это же время предлагаем военнослужащему несколько вариантов обеспечения жильем. Мы предлагаем ему государственные жилищные сертификаты, ипотека, жилые помещения в натуральном виде, жилищная субсидия. Находится ряд военнослужащих, которые в настоящее время отказываются от всех этих видов обеспечения с одной только целью - остаться в распоряжении, и получать как я уже сказал, денежное довольствие. Причем у нас есть случаи, когда военнослужащие находятся в распоряжении 5 и более лет. То есть, это практически профессиональные распоряженцы. И их цель заключается в том числе и в том, чтобы уйти от обеспечения жильем, поскольку уволить в настоящее время военнослужащего, который не обеспечен жильем, существующее законодательство не позволяет. Небольшой пример: майор Зосимов проходит службу в войсках Центрального военного округа, находится с 2006 года, представляете, 9 лет? Находится в распоряжении командира до обеспечения жильем. В 11-м году отказался от предложенной квартиры в Санкт-Петербурге. Ну, ему предложили место постоянного выбора, семья определилась - Санкт-Петербург. Предложили ему квартиру, он от нее отказался, сказал, что хочет жить в Москве. Мы предложили ему квартиру в Москве, он также от квартиры в Москве отказался, но показательно другое. Заполняя извещение по распределении квартиры в графе отказ он пишет: ввиду нестабильной ситуации в РФ. И здесь же просит предоставить ему жилье в городе Сургут. Ну ясно, что военнослужащий в данном случае имеет своей целью отказаться от формы обеспечения жильем, не получать квартиру - находиться в распоряжении, получать денежное довольствие. С одной стороны это, честно говоря, некий позитив, он и в этом тоже присутствует, поскольку здесь существует яркое подтверждение тому, что военнослужащие уверены, что Минобороны обязательство перед ним выполнит. То есть, квартиру, либо жилищную субсидию он получит, он всегда ее получит. Здесь конечно есть плюс, безусловно, для Минобороны, то что военнослужащие в это поверили. Но минус есть в том, что суммарно эти деньги за Министерство составляет 12 миллиардов рублей, это очень значительная сумма для нас, тем более в условиях (неразборчиво) бюджета Минобороны. И соответственно таких военнослужащих, он не один, поэтому мы вышли с инициативой, направленной на исключение злоупотребления военнослужащего право на отказ на обеспечение жильем, предоставляем по месту военной службы, либо по избранному жительству, которое соответствует требованиям, установленным законодательством РФ. И жилищной субсидии, рассчитанной в порядке, установленном правительством РФ, и размер которой соответствует нормативу общей площади жилого помещения. Мы предлагаем дополнить статью 23 ФЗ № 76 словами: "Граждане, общая продолжительность военной служб которых составляет 10 лет и более, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, и находящиеся в распоряжении командира, до предоставления им жилого помещения, или жилищных субсидий подлежат увольнению с военной службы без их согласия. Если они отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы, или избранного места жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством РФ. А равно не представили в течение месяца с датой уведомления о готовности представить жилое помещение, или жилищную субсидию, направленную им в федеральные органы исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, документы, необходимые для предоставления им в установленном порядке жилого помещения или жилищной субсидии". Вот за таким большим абзацем кроется только одно: мы не нарушаем права военнослужащего, никто его из очереди на обеспечение жильем не исключает. Военнослужащий, даже оказавшись в этой ситуации, он остается в очереди с той датой признания, которая на самом деле существует. Государство в лице Минобороны обязано обеспечить его жильем, и военнослужащий просто укорачивает свой путь к реализации этой проблемы. Если он попадает вот в эту ситуацию, если мы предложили ему жилье, либо жилищную субсидию, он отказался - ровно как в течение месяца согласился на жилищную субсидию, и в течении месяца не представил необходимых документов в орган жилищного обеспечения, кадровые органы инициируют процесс увольнения, он увольняется из вооруженных сил, исключается из списков части, и перед ним стоит вопрос. На семейном совете, наверняка, члены семьи задают ему вопрос: папа…


С. ПИРОГОВ: Инициатива Минобороны уже вызвала определенный резонанс в СМИ

А. Дурново - Где мы будем жить?

С. Пирогов - Где мы будем жить. Значит, военнослужащий сам придет в органы жилищного обеспечения, и мы готовы будем предложить ему или квартиру, или денежные средства для того, чтобы он свою жилищную проблему решил.

А. Дурново - Из служебного помещения он при этом естественно выселяется. Или ждет, пока получит субсидию?

С. Пирогов - Ну, порядок предоставления жилого служебного помещения, он так же регламентирован. Военнослужащий получает служенное помещение, это собственность Минобороны, и она дается военному и его семье на время прохождения военной службы. Поэтому я думаю, что это будет просто стимул для: первое - решения проблем жилья военнослужащих, уменьшение очереди, и экономии денежных средств со стороны Минобороны.

А. Дурново - Сергей Владимирович, я хотел отдельно про очереди поговорить. Вот со столичными очередниками, какая сейчас ситуация?

С. Пирогов - Если вы позволите, я бы хотел ознакомить столь важную для нас вот эту вот тему, по нашим распоряженцам. Дело в том, что инициатива Минобороны уже вызвала определенный резонанс в СМИ, и отдельные эксперты, журналисты позиционируют себя в качестве защитников права военнослужащих, критикуют наши предложения, обвиняют в расширении поля для коррупционных проявлений, в бездушии, не гуманности, и так далее. Вместе с тем, я собственно обязан рассказать о том, что Минюстом проведена правовая антикоррупционная экспертиза проекта ФЗ. По их заключению коррупциогенных факторов в законопроекте не выявлено. На проект ФЗ имеется заключение института законодательства, и сравнительного правоведения при правительстве РФ. Законопроект рассмотрен в администрации президента, и 5-го числа был рассмотрен и поддержан на заседании правительства РФ. В настоящее время документы внесены в Госдуму. Хотел бы просто подчеркнуть, что в масштабах страны реализация вот этого предложения позволит сэкономить порядка 12 миллиардов рублей, и полученные денежные средства мы, опять же, также можем направить на ту же жилищную субсидию, на приобретение служебного жилья. То есть, это все пойдет на благо наших военнослужащих. Теперь, что касается очереди на жилье. Ну, и если, так сказать, можно сказать, в большей степени очередь на жилье, и некие итоги обеспечения жильем в 14-м году. Всего в 14-м году 47346 семей мы решили… выполнили социальное обязательство по обеспечению жильем. В том числе 18851 военнослужащий был обеспечен служебным жильем, больше 15 тысяч получили квартиры, 7800… Извините, 15 тысяч - это накопительная ипотечная система, 7800 были обеспечены квартирами, 4800 обеспечены жилищными субсидиями, и 460 военнослужащих получили государственные жилищные сертификаты. Уже, собственно, говорил о том, что если на 1 января 12-го года в очереди стояло 82400 военнослужащих, у нас в настоящее время очередь сократилась до 35 тысяч военнослужащих. Ну, по большому счету, фактически многолетняя очередь - она ликвидирована. Если раньше военнослужащий стоял в очереди в среднем 5-7 лет, а собственно, не секрет, что порой и зачастую эта очередь продвигалась… Человек находился в очереди и 12-15 лет, то в настоящее время у военнослужащего практически применяя такие формы обеспечения жильем, как государственные жилищные сертификаты, ипотека, квартиры в натуральном виде, и соответственно жилищные субсидии, мы очень серьезно подвинулись вперед. Практически мы видим сейчас хвост нашей очереди. Вот из 34 тысяч военнослужащих, которые в настоящее время находится в очереди, мы уже 19 тысячам жилье же предложили. И как только будут оформлены правовые документы на эти квартиры, они их немедленно сразу получат. Пример такой интересный, но все же яркий. Люди-военнослужащие стояли в очереди на самом деле десятилетиями. В Москве нам удалось добиться того, что военнослужащий, став в очереди в 14-м году, в 15-м году он может получить квартиру. Такого не было…

А. Дурново - Довольно быстро, я так понимаю.

С. Пирогов - Такого не было никогда. В вооруженных силах, я сам полковник запаса, я знаю, о чем говорю, поэтому то, что на самом деле нам удалось - это некое достижение. Ну, мы на месте не останавливаемся, мы собственно идем вперед потому, что нам нужно решать эту проблему. Мы полностью закрыли потребность жилых помещений в таких городах как Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Краснодар, Калуга, Орел, Владимир, Рязань. На 15-й год план по сравнению с 14-м годом, министром обороны перед Департаментом жилищного обеспечения, увеличен практически в два раза, составляет 22100 военнослужащих, мы должны обеспечить жильем. При этом за счет предоставления квартир почти 15 тысяч, остальные за счет жилищной субсидии. Ну, и по большому счету, у нас есть все основания для того, чтобы идти вперед. Несколько хуже у нас обстоит ситуация, надо сказать, со служебным жильем. В настоящее время в очереди 88 тысяч человек. Это очень много, и по большому счету, мы видим, как это можно сделать, стараемся изменить, в том числе, и некую нормативную базу для того, чтобы решить. Но есть и позитивные моменты. Вот мы больше 800 военнослужащим представили служебные квартиры во Владикавказе, и в этом населенном пункте мы полностью вопрос обеспечения служебным жильем сняли.

А. Дурново - А вот эта очередь - это по всей России?


С. ПИРОГОВ: Москва всегда была самым проблемным регионом

С. Пирогов - Это вся Россия, 88 тысяч - это вся Россия. 492 военнослужащим Рязанского гарнизона предоставлено служебное жилье, сняло проблему практически на 80-ти военнослужащих. Ростов-на-Дону 1968 служебных квартир мы предоставили, в настоящее время 300 квартир заселены, и больше 1000 квартир предложены. План по служебному жилью, по отношению к 14-му году увеличен на треть, составляет 23 тысячи. В настоящем году мы обеспечили около 6000 военнослужащих, что составляет порядка четверти от плана, то есть 25%. Я думаю, что мы в принципе взятые на себя обязательства в этом плане выполним. Отдельно хотелось бы поговорить по Москве, по городу Москва. Поскольку столица с одной стороны, и потом ясно, что за счет перекосов, существующих в нормативной базе, раньше фактически четверть от общего количества военнослужащих, которые находились в очереди на постоянное жилье, они избирали своим постоянным местом жительства - город Москва. Ну, здесь видимо сказывалось и желание жить в столице, и уже все стали экономистами, считают стоимость квадратного метра, она естественно наибольшая в стране. Вот в 13-14 году мы получили больше 10000 квартир. Из них полторы тысячи оформлено право собственности РФ, 6000 введены в эксплуатации, и чуть меньше 6000 в настоящее время в эксплуатацию не введено. То есть, проводятся строительные работы. Мы провели ряд мероприятий органами жилищного обеспечения, которые нам позволили существенно продвинуться вперед. Во-первых, мы актуализировали военнослужащих, отказавшихся по объективным причинам от предложенных квартир. Ну, военнослужащий становится на очередь, и ясно, что необходимость общения каждый день, или там каждый месяц с органами жилищного обеспечения отпадает… Он знает, что он находится на очереди, но за это время у него изменяется состав семьи, он получает воинские звания, он получает ученые степени, и это все влияет на те площадные характеристики, которые он обязан получить. Соответственно, мы должны это дело каждый раз учитывать, ибо предлагать мы ему должны те площади, на которые он должен рассчитывать.

А. Дурново - А вот простите пожалуйста, если он в очереди на субсидию, а у него рождается дочь например, или сын дополнительно, то соответственно сумма увеличивается?

С. Пирогов - Безусловно.

А. Дурново - А если он субсидию уже получил, и то же самое произошло - то нет, или там какие-то довыплаты предполагаются?

С. Пирогов - Здесь индивидуальный случай нужно отдельно разбирать, потому что вот просто так ответить на вопрос на ваш - я могу в ответ задать уточняющие вопросы, и мы будем долго рассуждать на эту тему. Все зависит от конкретного случая, потому что здесь очень много факторов есть. Здесь и наличие собственности в семье, у каждого члена семьи, здесь очень много факторов есть, поэтому здесь вот однозначного такого ответа, собственно, дать нельзя. Возвращаясь к нашему вопросу по обеспечению военнослужащих жильем в столице. Военнослужащих, длительное время не принимавших участие по предложенному жилью. У нас довольно большое количество таких вот военнослужащих есть, мы их, честно говоря, называем молчунами. У нас есть приказ 1280 министра обороны, по которому военнослужащий в течение пяти дней обязан принять решение: он согласен с жильем, или не согласен с жильем. Кстати у нас есть некая форма, у нас есть право у Департамента жилищных обеспечений, его структурных подразделений. В том случае, если военнослужащий отказывается от предложенного жилого обеспечения, то в этом случае мы можем предоставлять ему жилищную субсидию. Прекрасно понимая важность этого вопроса, мы этим правом сейчас стараемся не пользоваться… Не то, что стараемся, вообще не пользуемся, мы стараемся предложить именно квартиры, поскольку в настоящее время в наличии квартиры у нас есть. Но, в то же время, военнослужащие - те, которые не высказывают своих позиций, не принимают решение. То есть, не соглашаются, или не отказываются от предложенных жилых помещений, мы соответственно со временем их от предложенных квартир открепляем, и они участвуют в следующем распределении жилья в порядке той очереди, в которой они находятся. Ну, вот хочу сказать, что в настоящее время распределены квартиры в местах массовой застройки, у нас их 4 в городе Москва: это Большая Очаковская, Левобережная, Синявинская, и улица Полины Осипенко. Вот в настоящее время 1796 квартир распределено по улице Большая Очаковская, 5592 квартиры распределено по микрорайону, в районе улицы Левобережная, и 1929 квартир распределены по улице Полины Осипенко. Всего это больше 9000 квартир, 9300 квартир. Мы распределение в этих микрорайонах закончили, прекратили, и в настоящее время мы предлагаем военнослужащим жилье, оно у нас есть, 1700 квартир в районе улицы Синяевской. Должен сказать, что жилищная субсидия, как таковая, не пользуется интересом у военнослужащих, которые избрали местом жительства Москву. Вот с начала выдачи жилищной субсидии только 8, всего-навсего 8 военнослужащих в городе Москва, они решили использовать эту форму, как самую нужную для себя.

А. Дурново - А почему так? Есть какое-то объяснение?

С. Пирогов - Это решение военнослужащего. Если пересчитать стоимость квадратного метра реального жилья в той квартире, которую они получают на рыночные цены, и если сравнить с той жилищной субсидией, которую мы даем, мы же ведь исходим не из рыночной цены, правильно? Мы исходим из той стоимости, которая получается путем перемножения тех факторов, которых я сказал, при определении жилищной субсидии, то в этом случае с точки зрения экономики… Конечно в Москве военнослужащему, с точки зрения экономики, конечно лучше получить живую, настоящую квартиру. Вот в настоящее время мы имеем эти квартиры, их у нас повторюсь, 1700 квартир на улице Синявинская, по остальным адресам квартиры распределены, и у военнослужащих в настоящее время выбор, либо квартира там, где мы их предлагаем, либо соответственно жилищная субсидия. Хочу еще раз подчеркнуть, что впервые за все постсоветское время, всем военнослужащим, которые изъявили желание жить в городе Москва, всем квартиры уже предложены. Ну, и настоящее время должен собственно нашим слушателям тоже их сориентировать, поскольку всех их волнует вопрос -дата оформления собственности РФ на эти квартиры. Департамент строительства Минобороны предоставил нам следующую информацию: улица Большая Очаковская, и улица Синявинская Департамент строительства планирует… Подрядчик, который определил Департамент строительства, планирует закончить оформление собственности РФ в мае текущего года, то есть буквально вот через некоторое время. Улица Левобережная, по большому счету летом этого года, и конец лета, август этого месяца - это улица Полины Осипенко. Это позволит по большому счету в 2015 году полностью закрыть очередь, прекратить существование очереди в городе Москва.

А. Дурново - Я правильно понимаю, что на данный момент Москва с точки зрения очереди - самый проблемный регион, скажем так.

С. Пирогов - Она всегда была самый проблемный регион. Всегда Москва была самый проблемный регион, поскольку то количество квартир, которое строилось в Москве, оно было несоизмеримым с количеством желающих, которые изъявляли желание жить в городе Москва.

А. Дурново - Я вот еще о чем хотел спросить, ведь ранее заявлялось, я помню, что Минобороны собирается арендовать жилье для офицеров, которые служат в крупных городах. Это еще актуально, это еще действует эта программа, так скажем?

С. Пирогов - Да. Значит, вы коснулись проблемы обеспечения служебным жильем. Я уже говорил, что у нас в очереди 88 тысяч человек, в настоящее время стоит. Мы идем, решая эту проблему несколькими путями: во-первых, мы естественно будем строить служебное жилье в тех местах, где отсутствуют, скажем, близлежащие населенные пункты, и где мы не можем воспользоваться арендой тех или иных помещений для предоставления (неразборчиво). Ну, закрытые военные городки, удаленные городки от крупных территориальных населенных пунктов, там мы будем строить жилье. В других местах мы будем активно развивать вопросы так называемого поднайма помещений. Ну, и мы в настоящее время вышли с инициативой, министр обороны РФ Сергей Кужугетович Шойгу эту инициативу одобрил, и более того доложил президенту РФ, у нас получено согласие. Департамент жилищного обеспечения, совместно с заинтересованными Департамента Минобороны, Департаментом социальных гарантий и бюджетного планирования, мы в настоящее время работаем над вопросом увеличения стоимости компенсации за аренду жилья военнослужащим. Дело в том, что в настоящее время это все основано на 909-м постановлении правительства, которое было издано в 2004 году. За это время естественно изменились ценовые показатели, стоимость квадратного метра. Они несоизмеримо больше тех сумм, которые в настоящее время военнослужащим приходится платить, ввиду отсутствия достаточного количества служебного жилья. Эта форма, она, безусловно, востребована. Ну, и министр обороны поставил задачу, мы в настоящее время готовим ряд документов для того, чтобы согласовать с федеральными органами исполнительной власти заинтересованными, и внести документы в правительство РФ. Безусловно, впереди предстоит очень серьезный разговор с Минфином на предмет выделения достаточной суммы денежных средств для того, чтобы мы эту проблему решили. Это будет сделано в ближайшее время.

А. Дурново - Вот мы говорим когда об очередях, мы говорим о военнослужащих, которые ждут жилья, но почти никогда не говорим о жилье, которое ждет военнослужащих. А вот есть какая-то статистика, сколько квартир сейчас пустуют в ожидании будущих хозяев?

С. Пирогов - Ну, цифру, которую я могу вам сказать, она мало о чем скажет. Дело в том, что здесь нужно, наверное, говорить и немножко с другой точки зрения. Дело в том, что вооруженные силы в настоящее время проходят реформирование. Ясно, что снабжение и обеспечение вооруженных сил теми новейшими средствами ведения войны, той техникой, которая сейчас подразумевает, она несколько серьезно влияет на места их расположения, поэтому идет очень серьезная реорганизация вооруженных сил. Я вот приведу вам пример, за прошедшие собственно 2 года, около 1300 военных городков Минобороны передало в регионы муниципалам. Соответственно возникает необходимость в строительстве нового жилья в тех местах, где мы планируем размещение наших частей и соединений. Все это довольно детально просчитывается, объективно рассматривается, но что касается непосредственно вашего вопроса, можно что сказать? Вот в Москве все жилье, которое есть - оно всем военнослужащим предложено, я имею в виду постоянное жилье. Ввиду того, что форма обеспечения жильем - она… Ну, в демократической стране существуют демократические законы. Военнослужащий может согласиться с жильем, может от него отказаться, это его право. Вот конкретный пример, город Иркутск. Изъявил человек желание жить в городе Иркутске, таких набралось, скажем, 500 человек. Департамент жилищного обеспечения, видя потребность наших военнослужащих, которые отслужили стране, и имеют право на обеспечение жильем, мы выходим с инициативой построить дом в городе Иркутске. Для этого выделяются денежные средства, проводятся конкурсные мероприятия, находится подрядчик, согласуется проект по тем нормам площадей, которые устраивают Минобороны. Платится аванс, производятся строительные работы, все, через 2 года дом готов, мы начинаем распределять жилье. Мы предлагаем военнослужащему, вот вы там 3 года назад изъявили желание получить квартиру в Иркутске, а он, имея на это право, абсолютно имея нам заявляет: вы знаете, у меня сейчас семейные обстоятельства такие, что я не хочу в Иркутске, я с завтрашнего дня очень захотел в городе Ярославль получить квартиру. И в этом случае мы не решаем проблему ни военнослужащего, и в то же время министерство вынуждено оплачивать коммунальные услуги, ну извините и ремонтные работы тех жилых помещений, которые были построены для военнослужащих, но в силу наших демократических законов они оказались не востребованы. Поэтому здесь очень серьезный момент, и с точки зрения экономики новшество Минобороны, предложения Минобороны и по введению новой формы обеспечения жильем - жилищной субсидии, крайне важны. И вот это предложение по решению вопроса с нашими профессиональными распоряженцами на мой взгляд - это просто выход из положения.

А. Дурново - Я напомню, что Сергей Пирогов у нас в гостях, директор Департамента жилищного обеспечения Минобороны России. Осталось у нас, честно сказать, всего 2 минуты, поэтому наверное последний вопрос. Все-таки жилье, которое уже построено, насколько быстро оно заполняется?

С. Пирогов - Мы обязаны предоставить военнослужащим жилое помещение в соответствии с теми нормами, которые военнослужащему положено, в муниципальной отделке. То есть, это должна быть входная дверь, межкомнатные двери, должны быть обои, должен быть потолок, в соответствующем виде приведен пол, или половое покрытие, и должны быть сантехнические приборы, это первое. Второе, в настоящее время у нас, вот я уже говорил, около 10000 квартир в городе Москва есть, ну если брать Москву, потому что все-таки столица, и мы в довольно такой тяжелый для нас, напряженный момент, вот именно по Москве. Показательно собственно и везде, проблемы одни и те же по стране, их нельзя выделять. И дома стоят, они готовы к размещению, но в силу разных причин, строительная организация не оформила собственность РФ. То есть, дома-то стоят, они никуда не уйдут, ни влево на 300 метров, ни вправо на 300 метров. Но нет документов, позволяющих нам официально выдать документы для того, чтобы военнослужащий пришел, и согласился с этим жильем. Вот чтобы снять социальную напряженность, Департамент жилищного обеспечения пошел практически на увеличение в 3 раза той работы, которую мы должны (неразборчиво) на основании руководящих документов. Мы пошли по пути предварительного распределения. То есть, мы людям предлагаем жилье в том доме, который в принципе уже готов, но еще отсутствует оформленный документ, ну в ряде случаев производятся строительные работы. Мы им не навязываем, мы предлагаем: вот, пожалуйста, вот по такой-то улице, пожалуйста, квартира. И собственно именно таким путем все квартиры в Москве были распределены. Как только нам будут предоставлены документы об отнесении квартир в собственность РФ, поверьте мне, Департамент жилищного обеспечения сделает все для того, чтобы в течение ближайшего времени, тем более согласие военнослужащих в большинстве случаев есть, просто оформить документы, и передать квартиры либо по договору соцнайма, либо принять решение передачи в собственность бесплатно.

А. Дурново - Спасибо вам большое, Сергей Пирогов, директор Департамента жилищного обеспечения Минобороны России, о законодательных инициативах Минобороны в обеспечении военнослужащих жильем мы сегодня говорили. Ну а я, Алексей Дурново и программа "Военный совет" прощаемся до следующей субботы. Всего доброго, до свидания.

С. Пирогов - До свидания, всего доброго.




Источник: Эхо Москвы
Фото: ТРК "Звезда"



Законодательные инициативы Минобороны в обеспечении военнослужащих
жильем в виде предоставления новых жилищных субсидии